ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗА

Воспитание гармонично развитой личности. Примеры неправильного воспитания.

Воспитание гармонично развитой личности. Примеры неправильного воспитания.

Воспитание гармонично развитой личности является целью воспитания. Вспомним, что невроз возникает после конфликтов. Однако базируется он на особенностях отношений человека к психической травме. Непреодолимость отрицательных эмоций и как следствие развитие болезни (невроза) зависит от возможности, умения и желания человека пользоваться в подобных «критических» ситуациях методами психологической защиты.

 Естественно, что умение защищаться от отрицательных эмоций немыслимо без знаний и навыков в этом вопросе, а желание — без правильного понимания последствий болезни. Однако человек может иметь необходимые теоретические знания, как преодолеть стрессы, и желание их перебороть, но при этом не суметь на практике (т. е. в жизни) избежать невроза. Почему это происходит? Виновны в этом особенности характера человека, не дающие возможности использовать методы психологической защиты. Так происходит потому, что человек привык реагировать на всевозможные жизненные трудности одинаково, стереотипно, в соответствии с особенностями своего характера.

Психиатр Юнг в начале века, а затем психолог Айзенк разделили людей на экстравертов и интравертов. К экстравертам относятся люди, легко устанавливающие контакты с окружающими, любящие общение и тяготящиеся одиночеством. Обычно они коммуникабельны, активны, жизнерадостны. Интраверты, напротив, избегают контактов, любят одиночество, неуютно чувствуют себя в кругу незнакомых людей.

Существуют психологические тесты, позволяющие оценить уровень экстраверсии — интраверсии. Айзенк для этого предлагает 57 вопросов испытуемому. Один из них: «Если вы хотите узнать о чем-либо, то вы предпочитаете прочесть об этом или спросить?» Интраверт предпочитает прочесть, а экстраверту не составит труда спросить. На основании способа решения игровых ситуаций можно также судить об экстраверсии или интраверсии человека. Например, как вы поступите в следующем случае: разыскивая своего друга в танцевальном зале, вы замечаете его в противоположном входу углу. Дождавшись окончания очередного танца, вы спешите к нему. Вопрос: вы пойдете напрямик, пересекая опустевшую в перерыве танцевальную площадку, или побредете за спинами столпившихся около стен отдыхающих танцоров? Экстраверт не задумается над этим вопросом. Он пойдет по кратчайшему пути — по прямой, по середине зала. Интразерт после долгих колебаний будет идти вдоль стен. Он не склонен привлекать к собственной персоне внимание. Всеобщее внимание его волнует и смущает. Поэтому пройти перед десятками следящих глаз он не сможет.

Несомненно, что существует связь между особенностями характера и развитием неврозов. Акцентуированные личности (о которых мы рассказывали выше) значительно чаще болеют неврозами, чем гармонично развитые люди. В связи с этим нам хочется подробнее остановиться на формировании патологических черт характера в процессе воспитания гармонично развитой личности.

«Посеешь характер — пожнешь судьбу»,— гласит русская народная пословица. Психиатры могут предложить такой вариант: «Посеешь характер — пожнешь душевное здоровье». Велика роль правильного воспитания ребенка в здоровье его психики и дальнейшей взрослой жизни. Любые отклонения, перегибы воспитания чреваты для ребенка психическими болезнями. Некоторые западные психиатры описывают в связи с этим даже «шизофреногенных матерей», т. е. таких женщин, особенности характера которых и формы воспитания их детей способствуют развитию шизофрении у ребенка.

Психиатры В. Я. Гиндикин и В. А. Гурьева определили несколько типов неправильного воспитания детей, приводящих к душевным болезням. Воспитание ребенка по типу «кумира семьи» проявляется особым отношением к нему в семье. Ребенка обожают, исполняют любую его прихоть, захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают от всех тягот, не приучают к труду. Обожание собственного дитя зачастую не знает разумных границ. Таких детей родители хвалят по любому самому незначительному поводу, часто на глазах у других детей, в назидание последним. Всячески стараются превознести способности ребенка, демонстрируют его знакомым и незнакомым, делают его центром внимания взрослой компании. Так формируются истерические черты характера, которые впоследствии не дают возможности человеку избежать истерического невроза, а иногда и истерической психопатии.

Следующим типом неправильного воспитания является гиперопека. При этом родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, стараются сделать из него «вундеркинда», как и при воспитании по типу «кумира семьи». Излишне заботливые и беспокойные родители могут вырастить своих детей ипохондриками, если из-за малейшего пустяка начннают причитать, суетиться вокруг заболевшего малыша, укладывать его в постель, даже тогда, когда это не столь необходимо. Именно человека, склонного к ипохондрии, могут воспитать непомерно радивые родители. Ведь ребенок видит, что когда он заболевает, ему все прощается, и все его требования выполняются. У него фиксируется такое поведение и растет убеждение, что «болеть выгодно». Это приводит к формированию болезненного характера.

Однако в отличие от воспитания то типу «кумира семьи» при гиперопеке родители всячески навязывают ребенку свое мнение, подавляют самостоятельность, лишают его возможности быть с другими детьми, контролируют каждый его шаг. В связи с этим ребенок вырастает безвольным, замкнутым, даже нелюдимым.

Воспитание гармонично развитой личности. Примеры неправильного воспитания.

При воспитании по типу гипоопеки ребенку со стороны родителей явно недостает внимания, он большую часть времени предоставлен сам себе, его воспитанием практически никто не занимается. Такие дети вырастают раздражительными, вспыльчивыми, несдержанными. Крайним проявлением гипоопеки считается так называемая безнадзорность.

Существуют и такие типы неправильного воспитания, как «золушка» и «ежовые рукавицы». В этих случаях ребенок лишается ласки и внимания со стороны старших, его систематически унижают и оскорбляют, лишают удовольствий, держат в страхе. Иногда встречается исключительно диктаторское отношение к нему, вплоть до избиений.

Неправильное воспитание может невротизировать и дотоле здоровых детей. Спартанские условия воспитания у ослабленных детей могут привести к обратным результатам. Они вырастают робкими, застенчивыми, замкнутыми людьми. А ведь хорошо известно, что робость трудно преодолеть и значительно легче предотвратить ее развитие. Нельзя принуждать робких детей к смелому поступку, стыдить в присутствии товарищей. Такие дети больше нуждаются в поддержке, поощрении, даже если это будет авансом. Надо им дать возможность увидеть свои достоинства, помочь найти причины своих неудач, наметить пути преодоления.

На примере неправильных типов воспитания мы попытались показать, как формируются те особенности характера человека, которые в дальнейшем облегчают развитие у него неврозов по типу «невозможности использования методов психологической защиты».

Для того, чтобы человек вырос гармонично развитым, его необходимо обучать словом и делом методам психологической устойчивости. Легче всего это начинать в детстве в процессе игр. Любой тип неправильного воспитания, когда ребенок лишен родительской ласки или, наоборот, ему уделяется избыточное и неразумное внимание, не способствует формированию устойчивости к стрессам. И тогда становится ясным, что в душевных заболеваниях (неврозах) детей отчасти повинны и их родители.

Leave a Comment